Возрождение <Пепси>


Несмотря на внедрение бутылки новой формы и бесконечные судебные иски юрисконсульта Хирша, один из конкурентов <Кока-Колы> остался на плаву и выжил.

Как и <Кока-Кола>, напиток <Пепси-Кола> родился на юге, а его рецептуру придумал бывший офицер армии Конфедератов Калеб Б. Брэбхем. В свое время Калеб был вынужден уйти из медицинского училища, поскольку дела его отца пришли в упадок. В 1893 году он открыл свою аптеку в городе Нью-Берн, Северная Калифорния. Аптека процветала за счет продажи содовой воды. Как и другие владельцы аптек, Брэбхем экспериментировал с разными эликсирами и патентованными средствами, используя знания, полученные в медицинском училище.
Он придумал рецептуру напитка, подобного <Кока-Коле> и предназначенного для облегчения желудочных недомоганий и снижения болей при язве желудка. Напиток был назван <Брэдз Дринк> (Brad's Drink) и представлял собой приятную смесь из ванилина, масел и специй тропических фруктов и растений, сахара и экстракта африканского ореха кола. Напиток понравился местным жителям. В 1902 году Брэбхем переименовал напиток в <Пепси-Колу>, а в 1904 году выпустил в продажу акции и, по аналогии с <Кока-Колой>, стал продавать <Пепси> в бутылках. К 1909 году у Брэхема было уже 250 производств по розливу <Пепси> в бутылки в 24 штатах. Калеб Брзбхем стал богатеть.

Первая мировая война смешала все карты. Быстро подскочившие цены на сахар и возросшие расходы на заработную плату погубили фирму. В 1922 году компания стала банкротом, и Брэбхем вернулся к прописыванию лекарств в своей аптеке в Нью-Берне.
Один денежный человек с Уолл-стрит по имени Рой Мегарджел купил торговую марку <Пепси> вместе с акциями и создал в городе Ричмонде, штат Вирджиния, новую фирму <Пепси-Кола>. Но у него недоставало средств, чтобы держать фирму на плаву. Компания <Пепси-Кола> сгорела в 1932 году.

Тут на сцене появился Чарльз Гут, президент <Лофт Инкорпорэйшн>, кондитерской фирмы с Лонг-Айленда. Гут держал камень за пазухой против <Кока-Колы> за то, что они не предоставили ему значительной скидки, хотя он ежегодно закупал у них по 31 000 галлонов напитка для своих 115 торговых точек. Он решил составить собственный рецепт. Для этого он взял 10 500 долларов из фонда фирмы для покупки прав на <Пепси> и Мегарлжела в качестве партнера. Так на Лонг-Айленде появилась новая компания <Пепси-Кола>. Чарльз Гут переделал рецептуру напитка по своему вкусу (<Новинка пепси!>) и начал повсюду продавать его.
Тогда компания <Кока-Кола> подослала тайных агентов в магазины Лофта, и вскоре возникло судебное дело по обвинению Лофта в том, что когда его клиенты заказывали <Кока-Колу>, продавцы мошенничали и приносили им <Пепси>. Гут подал встречный иск, обнинив <Кока-Колу> в незаконном преследовании и умышленном очернении служащих Лофта.

С тех пор начались злосчастные судебные тяжбы, продолжавшиеся долгие, долгие годы. Тем временем компанию <Пепси> коснулись и другие неприятности. Поскольку магазины Лофта были единственными торговыми точками фирмы, компания начала разоряться, и Гут решил выйти из дела. Он даже предложил продать <Пепси> своему суперврагу <Кока-Коле> за скромную сумму. Фирма <КокаКола> в смятении ответила ему отказом. Тогда Мегарджел начал отсуживать деньги, которые Гут ему задолжал. Гут откупился за 35 000 долларов, из которых лишь 500 были из фонда компании Лофта.

Теперь фирма <Пепси> на 91% принадлежала Гуту и была на волосок от смены владельца в третий раз. Но тут подвернулся предприниматель, который убедил Гута разливать <Пепси> в пивные бутылки. Емкость пивных бутылок была вдвое больше фирменных бутылок <Кока-Колы>, поэтому Гут в два раза поднял цену на <Пепси>. Поскольку страна переживала Великую Депрессию, и лишние десять центов были для клиентов серьезной суммой, Гут снизил цену до одного никеля (5 центов) и дал рекламу, что <Пепси> предлагает в два раза больше напитка за ту же цену, что и <Кока-Кола>. Объем продажи <Пепси> сразу подскочил до потолка. Однако, пока Гут вплотную занимался вопросами продажи безалкогольных напитков, его кондитерские магазины пришли в полный упадок. Акционеры отвернулись от него, и тогда Гут отказался от поста президента фирмы.

Новый президент провел финансовую проверку и выявил, что Гут финансировал <Пепси> за счет фонда Лофта. Компания подала иск на Гута, и после кровавой схватки суд постановил, что <Лофт Инкорпорейшн> является законным владельцем <Пепси-Колы>. Весной 1939 года Гуту вручили 300 000 долларов и указали на дверь. Так <Лофт Инкорпорейшн> стала владельцем процветающей транснациональной многомиллионной компании.

<Кока-Кола> наблюдала за успешным развитием дел на фирме <Пепси> с возрастаюшей озабоченностью. Вражда вышла из берегов и уже не ограничивалась засылкой тайных агентов в стан противника. В 1938 году фирма <Кока-Кола> предъявила <Пепси> иск за нарушение прав на торговую марку, заявив, что <Пепси> незаконно использует их зарегистрированный логотип <Кола> в названии товара. На первом заседании суда адвокаты <Кока-Колы> устроили впечатляющее шоу, вывалив на стол груду документов, подтверждающих прежние победы фирмы над теми, кто покушался на их знаменитую торговую марку.

Демонстрация твердой позиции <Кока-Колы> возымела успех. Суду казалось, что дело ясное и решенное. Вдова жертвы первого судебного иска <Кока-Колы> обратилась к Уолтеру Мэку, новому президенту <Пелси>, со словами сочувствия. Ее муж был президентом некой фирмы под названием <Клео Кола>. Между прочим, она упомянула, что компания <Кока-Кола> передала ее мужу чек на 35 000 долларов, чтобы откупиться от его дальнейшего участия в делах фирмы.

Взятка? Мэк не мог поверить своим ушам. Так, значит, <Кока-Кола> не так уж уверена в своей победе... На следувший день адвокаты <Пепси> запросили суд о том чеке, и адвокатам <Кока-Колы> пришлось уговорить судью отложить слушание на два дня, чтобы они могли подготовить ответ на запрос. В тот же день президент <Кока-Колы> Роберт Вудрафф позвонил Мэку и предложил тому встретиться. По словам Мэка, беседа проходила так:
- Мистер Мэк, я размышлял об этом прискорбном судебном иске и пришел к выводу, что мы должны как-то разрешить наши проблемы, Вы согласны со мной?
- Да, но при одном условии.
Мэк взял лист бумаги и написал следующее: <Я, Роберт Вудрафф, президент и глава компании "Кока-Кола", настояшим заявлением признаю использование торговой марки <Пепси-Кола> в Соединенных Штатах и обещаю прекратить судебное преследование по этому поводу>. Он вручил бумагу Вудраффу. Тот написал аналогичное заявление о признании <Кока-Колы>. Бизнесмены подписали перемирие.

Но затишье длилось недолго. <Кока-Кола>, опираясь на ограничение признания торговой марки лишь Соединенными Штатами, направила судейских чиновников на сбор сведений о нарушении прав фирмы в другие страны мира. Судья в Канаде решил дело в пользу <Кока-Колы>, а Верховный суд Канады - в пользу <Пепси>. Поскольку Канада была членом Британского Содружества, <Кока-Кола> обратилась к Высшему суду Содружества, а именно к Тайному Совету Великобритании.

- Это был чертовски хитрый ход, - вспоминал потом Мэк, - ведь шла война, и все юристы были заняты. Тайный Совет назначил дату слушания дела, и <Кока-Кола> надеялась, что мы не успеем ничего представить на суде.

<Пепси> наняла известного адвоката Уэнделла Уиллки, который как раз только что закончил тяжбу по претензии на пост президента одной фирмы. Уиллки сумел заставить правительство предоставить ему возможность перелететь в Англию на бомбардировщике ВВС, якобы для выступления с речью о военных поставках. Он вовремя успел на суд, где и представил фирму <Пепси>. Тайный Совет решил вопрос в пользу <Пепси>, заявив, что слово <Кола> обобшающий термин. Совет предложил двум фирмам согласиться на мирное сосуществование.
Но этому не суждено было произойти. Хотя судебные иски и контриски прекратились, фирмы продолжали нападать друг на друга как на рынках сбыта, так и через правительственные каналы. (<Пепси> имела связи в высших эшелонах власти среди республиканцев, а <Кока-Кола> - среди демократов.) <Кока-Кола> обзавелась псевдоправительственными представительствами во время второй мировой якобы для укрепления боевого духа американских солдат и расширила свой рынок за счет государства. Бутылки с <Кока-Колой> вошли в список <внеочередных военных поставок> и перевозились на боевых кораблях наряду с продовольствием и боеприпасами. После войны фирма <Кока-Кола> за счет правительства США построила в странах Европы 59 новых фабрик якобы для восстановления разрушенной экономики этих стран. (Интересно заметить, что во время войны <Кока-Кола> считалась <очень американской фирмой>, что не мешало ей всю войну снабжать своим товаром нацистскую Германию. Концентрат поставлялся незаконным путем через Международный союз бизнесменов и нацистское правительство.)

Один из служащих <Кока-Колы> работал консультантом в Совете по напиткам и табачным изделиям и, по словам президента <Пепси> Мэка, использовал Совет для содействия делам своей фирмы; фирме - сопернику <Пепси> - он всячески при этом вредил. Например, одна из первых директив Совета была направлена на ограничение потребления сахара до 80% в 1941 году. Это отнюдь не мешало фирме <Кока-Кола>, а вот <Пепси> не могла из-за этого открыть новые фабрики бутылочного розлива. После войны <Пепси> обвинила <Кока-Колу> в излишне жестком нормировании сахара. В то время как <Кока-Кола> углубляла свое влияние в стане демократов, <Пепси> обхаживала республиканскую партию, причем особо старательно сенатора Джоя Маккарти, который за выданную им компанией ссуду в 20000 долларов получил прозвище <сынок "Пепси-Колы">. Двадцать лет спустя <Пепси> заручилась поддержкой провалившегося кандидата в президенты Ричарда Никсона. (Есть сведения: Никсон был в Далласе 32 ноября 1963 года на конференции фирмы <Пепси>.) Позднее <Пепси> финансировала предвыборную кампанию Никсона, завершившуюся его успешным воцарением в Белом доме.

<Пепси> и <Кока-Кола> сражались и в области рекламы при помощи лозунгов, призывов и всяческих торговых трюков. Обе компании широко рекламировали свою продукцию. <Пепси>, например, купила в 1930-х годах исключительное право на новый прием рекламы на небосводе, и почти над каждым городом США повисли под облаками слова: ПЕПСИ-КОЛА. Реклама же <Кока-Колы> взяла на себя патриотическую роль создания образа сплоченного Союза американских штатов. <Пепси> больше ориентировалась на молодежь, на будущее поколение американцев. Фирма в 1950 году, чтобы привлечь покупателей, даже изменила рецептуру.
Война двух <Кола> продолжается.

 

В начало | Дальше

 
 
Search powered by ah-ha.com  

Поисковая система ah-ha.com

 



Hosted by uCoz